Источник: https://vk.com/@dnd_modno-zaklinanie-vn … -traktovok

Уровень: 2
Школа: Очарование
Время накладывания: 1 действие
Дистанция: 30 фт.
Компоненты: В, М, язык змеи и либо кусочек медовых сот, либо капля сладкого масла
Длительность: Концентрация, вплоть до 8 часов
Классы: Бард, Воин, Плут, Чародей, Колдун, Волшебник
Вы внушаете определенный курс действий (ограниченный одной — двумя фразами) существу, видимому в пределах дистанции, способному слышать и понимать вас. Существа, которые не могут быть очарованы, обладают иммунитетом к этому эффекту. Внушение должно быть сформулировано так, чтобы действие звучало разумным. Просьбы ударить себя мечом, броситься на копье, сжечь себя, или как-то иначе причинить себе вред оканчивают заклинание. Цель должна совершить спасбросок Мудрости. При провале она следует заданному курсу действий. Внушенные действия могут продолжаться всю длительность заклинания. Если внушенную деятельность можно выполнить за меньший срок, заклинание оканчивается, когда субъект оканчивает порученную задачу. Вы можете также указать условие, которое запустит особое действие во время действия заклинания. Например, вы можете внушить рыцарю, чтобы он отдал своего боевого коня первому встреченному нищему. Если до окончания действия условие не будет выполнено, деятельность не совершается. Если вы или кто-то из ваших спутников причиняете урон цели, заклинание оканчивается.

Не все так очевидно
Внушение должно быть сформулировано так, чтобы действие звучало разумным.

Правила в том виде, что они представлены в книге, не дают практически никаких указаний о действии Внушения и том, что считается «разумным» действием. Сами Wizards of the Coast давали очень уклончивые ответы об этом в своих твитах и публикациях. Нет ни одного официально опубликованного объяснения того, насколько далеко может зайти заклинание Внушения. Даже пример, данный в книге:

Вы можете внушить рыцарю, чтобы он отдал своего боевого коня первому встреченному нищему.

ничего особо не проясняет, так как мы ничего не знаем о рыцаре или о текущей ситуации, или о последствиях заклинания. Находится ли рыцарь на задании? Есть ли у него несколько других лошадей? Находится ли он посреди пустыни в 100 милях от ближайшего города, что сделало бы отдавание лошади самоубийством? Это его любимая лошадь? Является ли эта лошадь на самом деле его лучшим другом, которого превратили в лошадь, которого он хочет вылечить? Что будет, когда он отдаст лошадь — он просто уйдет? Или он отдаст лошадь, но потом сразу же заберет ее обратно? Сможет ли он забрать ее обратно вообще когда-нибудь? Что будет если нищий захочет продать рыцарю лошадь? Рыцарь еще захочет ее обратно? Заплатит ли он за нее больше или меньше? Понимает ли он еще, что это его лошадь?

Мантра 5ой редакции — «rulings, not rules», и заклинание Внушения это идеальный пример такого подхода. Невозможно узнать, на что будет способно это заклинание, не поговорив с вашим ДМом до начала игры. Весьма вероятно, что ваш ДМ даже изменит правила этого заклинания в какой-то момент игры, когда станет очевидно, что вы нашли способ использовать его так, как не подразумевалось создателями. Так что убедитесь, что вы обсудили с ДМом то, что вы хотите сделать этим заклинанием, прежде чем потратите время и ресурсы на план, который во многом полагается на заклинание Внушения. Также не забывайте, что это заклинание будет иметь разную силу у разных ДМов и в разных играх.

«Я как-то раз учавствовал в игре, где Внушение было по сути кнопкой «Нажмите, чтобы победить», а уже в следующей игре оно действовало слабее, чем проверка Убеждения.»

Что же считать «разумным» Внушением?
Внушение должно быть сформулировано так, чтобы действие звучало разумным.

И пока одни ДМы позволяют Внушению заставить цель сделать все что угодно, при учете, что цель понимает, что ей говорят и это напрямую ей не вредит, другие трактуют необходимость «разумности» Внушения более широко.

Пока одни считают, что в паре предложений не может быть описано больше, чем один курс действий, другие подражают Толстому, составляя настолько длинные предложения, что перечисленных в них указаний хватит на выполнение в течение всех 8 часов.

Внушение как бутылка водки
На форуме rpg.stackexchange был озвучен достаточно интересный способ принятия решения, о том, может ли Внушение считаться разумным: представьте, что «Внушением» называют бутылку сильного пойла, вы только что выпили его целиком, и оно говорит вам, что если вы сделаете Х, то это будет просто потрясно.

Будете ли вы через десять лет после этого момента смеяться в баре с друзьями: «Хаха, а помните, как я тогда выпил бутылку «Внушения» и потом Х?» Если так, то Х звучит достаточно разумно.

С другой стороны, если через десять лет вы будете просыпаться в слезах посреди ночи, крича: «Почему, ну почему я сделал Х?!» то значит, Х звучит совершенно не разумно.

Исходя из этого, было бы очень неразумно отдать кому-то Кольцо Всевластья, но достаточно разумным было бы отдать кому-нибудь магическое кольцо, которое вы только что «освободили» из лап какого-то «злого существа». В целом такой подход определяет разумность на основе того, насколько это действие сломает цели жизнь и будет преследовать в кошмарах, а не на основе денежной ценности или чего-то такого.

Например, вы можете внушить знатному человеку отдать вам кошелек с золотом, но не можете таким образом заставить фермера отдать свою единственную корову. Однако, вы можете убедить фермера протанцевать голым по улицам, но не сможете убедить в этом чопорного дворянина.

Все индивидуально
Можно сказать, что степень воздействия и успех заклинания Внушение оценивается индивидуально в каждом конкретном случае. ДМ должен погрузиться в роль и обдумать предлагаемое Внушение.

Если сказать богатому фермеру отдать одну из сотен его коров первому встречному, то это скорее всего получится запросто. Сказать бедному фермеру отдать единственную молочную корову их семьи (на которую они полагаются, чтобы продавать молоко и так зарабатывать себе на пропитание) первому встречному — это скорее всего не пройдет так же гладко.

Если взять ситуацию с Кольцом Всевластья у хоббита, и просьбу отдать его первому встречному, то возникают другие вопросы — Знает ли хоббит, насколько опасным может быть кольцо не в тех руках? Что если первым встречным будет очень хороший человек? Возможно он бы отдал кольцо Гэндальфу, но не Боромиру?

Еще больше примеров
Примерами неразумных внушений могут быть:

1. Сказать политику не выдвигаться на пост.

2. Сказать капитану стражи отдать ключи незнакомцу

3. Сказать кузнецу отдать вам оружие и доспехи.

Примерами разумных внушений могут быть:

Сказать политику, что ему лучше выдвинуться на другой пост, который будет более полно «отражать его уникальные таланты»
Сказать капитану стражи поменяться сменами с другим стражником (которому доверяют и\или которого подкупили игроки)
Сказать кузнецу, чтобы он подумал о снижении цен на оружие и доспехи для людей которые разбираются с угрозой городу, в котором он живет и работает.
Не внушение, а предложение?
Можно также обратить внимание, что название заклинания — Suggestion — переводится как «предложение, внушение, совет, намек, указание«. То есть скорее все же не приказ, а предложение. Можно посчитать, что Внушение должно действовать в тех случаях, когда очень хороший бросок на Убеждение также подействовал бы, и просто ускоряет процесс, пропуская все подлизывания, логические аргументы или эмоциональный шантаж.

Сравните «Мы здесь все друзья, скажи мне правду, и возможно я смогу помочь» и «Ты не можешь прятать от меня информацию».

Хотя кто-то может посчитать, что такой подход слишком ограничит действие заклинания и пример из книги «внушить рыцарю, чтобы он отдал своего боевого коня первому встреченному нищему» звучит в общем-то тоже не особо «разумно».

Джедайский обман разума
В то же время другие группы используют заклинание Внушения в точности как джедаи использовали обман разума. Они внушают что-то, что могло бы быть правдой, или разумным образом действий и затем как бы проверяют силу магии против силы воли цели. Таким образом можно внушить стражнику освободить заключенного, если стражника за это не убьют. Можно внушить цели покинуть бой, в котором ее могут покалечить. Но нельзя внушить цели, что она птичка и хочет взять разгон для полета с обрыва.

Классический пример джедайского обмана разума — «Это не те дроиды, которых вы ищете, вам стоит поискать их в другом месте.» Сравните с «Помоги мне нелегально протащить этих дроидов в штаб сопротивления.»

В таком подходе считается, что приравнивание Внушения к проверке на Убеждение делает его слишком слабым для заклинания 2 круга. Однако в подходе, описанном выше, говорится в общем-то о похожих вещах — о том, что Внушение может сделать то же, что и ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ бросок на Убеждение, сдобренный превосходным отыгрышем.

Использование Внушения для получения преимущества в бою
Если, допустим, Внушить воину, что он чувствует усталость и хочет пойти присесть, а потом на его союзников нападают, то вряд ли для него будет «разумным» продолжать сидеть сиднем, тем более, что он уже присел, тем самым выполнив внушенное действие и заклинание на этом окончится. Однако можно попробовать сформулировать Внушение как «Твои друзья очень умелы, я уверен они смогут разобраться со всем этим сами, пока ты отдохнешь вон там на скамейке»

Внушение также должно работать на цели, если оно предлагает ей сделать то, что ей и так хочется. Внушить плуту идти обыскать тот сундук в углу в разгар боя скорее всего сработает, хотя внушение того же праведному паладину скорее всего провалится.

Если же рассмотреть вариант Внушения атаковать своего союзника, потому что он шпион, то это также может сработать, если цель и так не доверяла этому союзнику и подозревала его в чем-то, но вряд ли сработает, если союзник — это лучший друг цели.

Может ли Внушение воздействовать на зомби?
Внушение не сработает на зомби. В заклинании указано:

Вы внушаете определенный курс действий существу, способному слышать и понимать вас.

У зомби же нет собственной воли, и даже если попытаться Внушить зомби что-либо, они ничего не поймут, так как у них остался лишь инстинкт убить ближайшую к ним цель. Может быть на зомби подействует внушение насчет того, кого атаковать сначала, но это решать ДМу.

Будет ли существо знать, что на нем использовали Внушение?
А вот на этот вопрос был дан ответ в Советах мудреца:

Некоторые заклинания настолько неуловимы, что вы можете не знать, что когда-либо находились под их эффектами. Основной пример такого заклинания — внушение. Допуская, что вы не заметили заклинателя, накладывающего заклинание, вы могли бы просто помнить слова заклинателя: “Сокровище, которое вы ищете, не здесь. Ищите его в комнате на верху следующей башни”. Вы не пробросили свой спасбросок и уходите в другую башню, думая, что это была ваша идея пойти туда. Вы и ваши компаньоны можете сделать вывод, что вы были обмануты, если найдёте доказательства присутствия заклинания. Это в конечном счете на усмотрение Мастера, обнаруживаете ли вы присутствие незаметных заклинаний. Обнаружение обычно происходит с использованием навыков вроде Магии, Анализа, Проницательности, Внимательности или с помощью заклинаний вроде Обнаружения магии.

Также был дан ответ насчёт вербального компонента заклинания — магические слова должны быть произнесены заклинателем:

Вербальный компонент — это таинственные слова (КИ, 203), а не обычная речь. Внушение заклинания — понятное выражение, которое идёт отдельно от вербального компонента.

Получается цель может услышать магические слова (а также увидеть использование материального компонента или магической фокусировки) и сделать выводы после окончания действия заклинания, особенно если в вашей игре можно Внушать то, что цели очень не свойственно. С другой стороны, если цель сама посчитает внушенное действие более-менее разумным, то у нее может и не возникнуть сомнений в том, что это была ее собственная идея.

В человеческой природе заложена некоторая инертность мышления и люди неохотно изменяют свои решения и признают ошибки, особенно при свидетелях. Хотя некоторые персонажи могут быть настолько эгоистичными и совершенно не страшащимися показаться двуличными, что сразу же после окончания заклинания бросятся делать все наоборот и отбирать ту же лошадь из примера обратно. Но это не очень распространено, и если у персонажа не будет серьезной причины сделать иначе, он оставит все как есть.

Можно ли использовать Внушение, чтобы заставить НПС сказать правду?
Что ж, возможно, это могло бы ввести НПС в режим злодея из фильмов о Джеймсе Бонде: «Эти дурачки уже не смогут мне помешать, так что я расскажу им свой хитрый план!». Однако, это может и не быть гарантией того, что НПС реально скажет правду. Если, скажем, невинному прохожему Внушили, чтобы он открыл свои планы, в то время как у него нет никаких планов, то он может придумать какие-то планы на ходу, лишь бы ублажить заклинателя.

В любом случае, Внушение, сформулированное как «Весь следующий час ты будешь правдиво отвечать на мои вопросы» — это не особо хорошее предложение. Лучше было бы сказать что-то вроде «Ты хочешь показать нам, какие мы тупые, что не поняли твой великий план и рассказать о нем«. Вашему ДМу даже может это понравится, так как даст шанс отыграть злодейский монолог.

Внушение должно быть сформулировано так, чтобы действие звучало разумным

Если обратить внимание на эту фразу, то можно решить, что НПС скажет правду, если правда ему не навредит. Если он обвиняется в убийстве и сидит в суде, то скорее всего Внушение не сработает. Если вы спросите злодея о его плане, чтобы ему помешать, то это может быть и не совсем удовлетворяет, но опасно приближаются к условию:

Просьбы как-то иначе причинить себе вред оканчивают заклинание

Можно также поспорить о способности Внушения вынудить цель правдиво отвечать на множество последовательных вопросов. В книге сказано:

Вы внушаете существу определенный курс действий (ограниченный одной — двумя фразами)

Фраза «отвечай правдиво на мои вопросы в течении часа» строго говоря описывает не «курс действий», а множество возможных курсов действий, зависящий от вопросов и ответов. Однако, возможно было бы справедливо получить правдивый ответ на 1 вопрос, который уложится в предложение. Тогда Внушение будет звучать как «Ответь правдиво на этот вопрос: ….» и после ответа заклинание окончится.

У нас же уже есть «Область истины»
Сложно сказать, что будет правильно считать за «курс действий». Но конкретно для добычи правдивых ответов у нас уже есть похожее заклинание — Область истины, так что можно подойти к этому вопросу со стороны баланса.

Сравним эти два заклинания:

Внушение (направленное на сбор информации)
2 уровень, 1 действие, 30 фт., Концентрация, спасбросок Мудрости;
длится 8 часов, или пока поручение не выполнено;
1 цель;
действие должно быть описано в одном — двух предложениях;
заклинание не работает, если «действие не звучало разумным».

Область истины
2 уровень, 1 действие, 60 фт., не требует концентрации, спасбросок Харизмы;
длится 10 минут;
все существа в радиусе 15 фт.;
существа не могут лгать, но могут попытаться избегать отвечать на вопросы, на которые оно предпочло бы солгать.

Первый вопрос — будет ли Внушение полезнее, чем Область истины для выяснения правды? Скорее всего нет. Они требуют разных спасбросков, так что может быть даже смысл в том, чтобы иметь оба заклинания наготове (если вы прямо сильно ненавидите, когда вам врут). При этом действие Области истины можно обойти, если существо достаточно умно, чтобы избежать ответа на отдельные вопросы, а действие Внушения будет ограничено получением информации, которую не «не разумно» сказать (к сожалению, что будет считаться «разумным» вопрос очень субъективный).

Однако Внушение в целом очень разностороннее заклинание. То количество разных ситуаций, в которых можно использовать Внушение, может сделать его более привлекательным выбором нежели Область истины почти во всех ситуациях, и это делает Область истины довольно бесполезной. Если ваш ДМ тоже так думает, то он может принять правило, что Внушением нельзя заставить существо говорить правду. Однако Область истины все же остается предпочтительнее, когда нужно повлиять сразу на несколько существ.

Варианты трактовки Внушения для получения правдивых ответов
Если ДМ решил, что Внушение все-таки можно использовать, чтобы добыть правду, то можно выделить несколько вариантов его использования:

Вы можете получить один абсолютно правдивый ответ от своей цели.
То есть, так, как описано чуть выше — «Ответь правдиво на этот вопрос: ….» звучит достаточно разумно, и хотя правда может в конечном итоге навредить, цель тем не менее не подвержена прямому вреду. Например, если цель признается в преступлении под действием заклинания, она все еще может попытаться позднее сбежать, скостить срок, подкупить кого-то или избежать наказания другим способом. После ответа на вопрос, заклинание оканчивается и нельзя заставить выдать больше правды.
Вы можете допрашивать цель в течении 8 часов, но не можете заставить ее отвечать на вопросы, которые могут (хотя и не напрямую) навредить ей или на которые неразумно отвечать по другим причинам.
Внушением будет «Отвечай на все мои вопросы правдиво«, но то, на какие вопросы ответит цель, будет ограничено условиями заклинания. Это немного напоминает действие Области истины в том плане, что вы не обязательно легко получите правдивые ответы на все свои вопросы. По сравнению с Областью истины вы будете выбирать между воздействием на множество существ 10 минут без концентрации и воздействием на 1 существо 8 часов с концентрацией. Правда вряд ли вам когда-либо понадобится более 10 минут на то, чтобы добыть нужную информацию.
Конечно, вы также можете также решить, что цель должна будет абсолютно правдиво отвечать на все вопросы все 8 часов, но это наверно уже слишком сильный эффект для заклинания 2 уровня.
Есть же заклинание Подчинение личности
Напоследок можно вспомнить, что есть заклинание 5 круга «Подчинение личности», и не стоит делать заклинание 2 круга Внушение более сильным, чем заклинание 5 круга.