источник - https://adventurersleague.wordpress.com … en-realms/
Мир Забытых Королевств использует Календарь Харптоса, названный в честь давно умершего волшебника, который изобрёл его. Каждый год состоит из 365 дней и разделён на двенадцать месяцев по тридцать дней в каждом, что примерно соответствует месяцам в григорианском календаре из реального мира. Каждый месяц делится на три декады. На каждое межсезонье приходится специальный праздник. Ещё один специальный праздник, Щитовой Сход, добавляется каждые четыре года после Солнцеворота, что похоже на дополнительный день в високосном году в современном григорианском календаре.
Летоисчисление
Годы (или точнее зимы) обычно имеют имена, общие для всех Королевств. В каждом королевстве и городе-государстве летоисчисление, обычно, свое: годы считают от воцарения очередного сюзерена или династии, а иногда – от основания города или королевства. В результате выходит кошмарная мешанина дат, которая ставит в тупик обычных людей и ужасно раздражает ученых.
Смотреть Системы Летоисчисления Забытых Королевств на FR Wiki
Самые известные системы летоисчисления:
ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ ДОЛИН (ЛД) (DALERECKONING (DR))
Летоисчисление Долин ведет свое начало от Года Зари (Year of Sunrise), с момента заключения мирного соглашения между людьми и эльфами, жившими тогда в лесу Кормантор (Cormanthor), расположенном в северной части Фаэруна (в центре этого леса был построен эльфийский город Миф Драннор (Myth Drannor)). В знак союза между двумя расами эльфы Кормантора и люди, называвшие себя Народ Долин (Dalesfolk), воздвигли знаменитый Стоящий Камень (Standing Stone). По условиям договора Эльфийский двор (Elven Court) позволил людям заселять районы редколесья. В некоторых текстах, особенно не связанных напрямую с историей Долин, этот способ летоисчисления называется Летоисчислением Свободных Людей (ЛСЛ) (Freeman’s Reckoning (FR)). Этот календарь широко распространен по Фаэруну, но за его пределами не используется. Во всех источниках по Забытым Королевствам даты указаны по Летоисчислению Долин.
КОРМИРСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ (КЛ) (CORMYR RECKONING (CR))
Отсчет лет ведется от момента воцарения Дома Обарскир (House Obarskyr), который по сей день правит этим могучим государством. 25-летняя разница между двумя системами летоисчисления вызывает большую неразбериху в датировке событий давней истории. Временные шкалы и календари, созданные в ту эпоху, часто используют обозначение ЛД (DR), но датируют основание Кормира 1 г. ЛД, вместо 26 г. ЛД. Эта путаница вполне объяснима, учитывая то, что данные системы действуют на двух соседних территориях и активно распространяются по свету уроженцами третьей (торговцами Сембии), граничащей с ними обеими. Но далеко не одному ученому мужу приходилось в отчаянии биться головой об стол от невозможности разобраться в такой мешанине.
СЕВЕРНОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ (СЛ) (NORTHRECKONING (NR))
Эта система используется в Глубоководье, отсчет лет ведется от того момента, когда Агейрон (Ahghairon) стал первым здешним правителем. Существует и более архиачный способ подсчета лет – Летоисчисление Глубоководья (ЛГ) (Waterdeep Years (WY)), но он сейчас практически забыт, и наткнуться на упоминания о нем можно только в древних текстах.
КАЛЕНДАРЬ МАЛХОРАНДА (КМ) (MULHORAND CALENDAR (MC))
Это один из самых древних календарей Королевств. Отсчет лет ведется с момента основания, предположительно малхорандским богом, Скальдом, Города Теней (Skuld, the City of Shadows)– столицы Малхоранда
НЫНЕШНЕЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ (НЛ) (PRESENT RECKONING (PR))
В попытке избавиться от запутанных старых систем летоисчисления и с одобрения таких достойных личностей, как Келбен Арунсан по прозвищу Черный Посох (Khelben ”Blackstaff” Arunsun) и Вангердааст Кормирский (Vangerdahast of Cormyr), была предложена новая. Ее распространением в настоящий момент занимаются Арфисты (Harpers). Отсчет лет в ней ведется от Эпохи Бед.
ДРАКОНИЙ КАЛЕНДАРЬ (ДК) (DRAGON YEARS (DY))
Древний способ летоисчисления, в котором отсчет ведется не по годам, а по поколениям драконов (на каждое поколение отводится по 200 лет). Каждые десять поколений, т.е. две тысячи лет – эпоха одного цвета. Каждые 2 миллиона лет – эпоха драконов одного типа.
ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ КАРИНТА (ЛК) (KARINTH RECKONING (KR))
Эту ныне забытую систему давным-давно использовали в Сарбринаре (Sarbreenar). Кто такой или что такое «Каринт» уже и не помнит никто, как и то, какой, собственно, нынче год по Летоисчислению Каринта.
Еще один способ избежать путаницы с датами — дать каждому году уникальное имя, единое для всех Королевств. Для этого был создан Перечень лет — названия взяты согласно предсказаниям знаменитого Пропавшего мудреца Сумасшедшего Огатры (Augathra the Mad)
Календарь Харптоса
Для обозначений сезонов и дат на Фаэруне используется календарь Харптоса (Harptos) в сочетании со летоисчислением по Счету Долин (Dale Reckoning (DR — СД)), где первым годом назван год воздвижения Камня Долин (Dale Stone). Текущий год — 1372 СД (DR).
Течение времени на Фаэруе очень похоже на земное. Каждый день сотоит из 24 часов, а год — из 365 (366) дней. Однако, в отличие от Земли, месяцы в Королевствах одиноковой длины, по 30 дней. Период обращения Селунэ (Selune), луны Торила, — 30 с половиной дней.
Названия месяцев — это Хаммер (Hammer), Алтуриак (Alturiak), Чес (Ches), Тарсак (Tarsakh), Миртул (Mirtul), Киторн (Kythorn), Фламэруле (Flamerule), Элеазис (Eleasis), Элиент (Elient),Марпенот (Marpenoth), Уктар (Uktar), Найтал <нигхтал> (Nightal).
Смотреть Календарь Харптоса на FR wiki | Смотреть Календарь Фаэруна на Aerie wiki
КАЛЕНДАРЬ ХАРПТОСА
Месяц Название Обычное Название
1 Хаммер Глубокая Зима
Середина Зимы
2 Алтуриак Коготь Зимы
3 Чес Коготь Закатов
4 Тарсак Коготь Штормов
Зеленотравье
5 Миртул Таяние
6 Киторн Время Цветов
7 Флеймрул Летний Прилив
Разгар Лета, он же Венец Лета
8 Элизис Высокое Солнце
9 Элейнт Исчезновение
Высокая Жатва, он же Праздник Урожая
10 Марпенот Листопад
11 Укта Гниение
Пир Луны
12 Найтал Тянущий вниз
calendar_of_harptos_lowrescalendar_of_harptos_lowres2calendar_harptos3calendar1
calendar_harptosЭто календарь Харптоса, официальная система летоисчисления в Забытых Королевствах.
На Земле семидневная неделя основывается на 28-мидневном лунном цикле. Наиболее похожая мера времени Королевств — десять дней, или, проще, декада, основывающаяся на 30-тидневных месяцах, по три декады на месяц.
Такая двенадцатимесячная система охватывает только 360 дней. Чтобы дополнить ее до 365 1/4 дней, были введены специальные пять фестивалей (шесть каждые четыре года).
Календари Торила и Земли.
Даты Фаэруна
Даты Земли
1-ое Хаммера ~ Глубокозимье <глубокая зима>(Deepwinter)
2-ое Января
Венец Зимы
1-ое Февраля
1-ое Алтуриака ~ Зимний коготь <коготь зимы> (The Claw of Winter)
2-ое февраля
1-ое Чеса ~ Коготь Зари (The Claw of the Sunsets)
4-ое Марта
19-ое Чеса ~ Весенее равноденствие
22-ое Марта
1-ое Тарсака ~ Коготь Штормов (The Claw of Storms)
3-е Апреля
Зеленотравье
3-е Мая
1-ое Миртула ~ Таяние (The Melting)
4-ое Мая
1-ое Киторна ~ Время цветов (The Time of Flowers)
3-е Июня
20-ое Киторна ~ Летнее равноденствие
22-е Июня
1-ое Фламэруле ~ Поток Лета (Summertide)
3-е Июля
Венец Лета
2-ое Августа
Встреча Защитника
1-ое Элизиса ~ Высокосвет (Highsun)
3-е Августа
1-ое Элиента ~ Исчезновение (The Fading)
3-е Сентября
21 Элиента ~ Осенние Равноденствие
23-е Сентября
Праздник Урожая
3-е Октября
1-ое Марпенота ~ Листопад (Leaffall)
4-ое Октября
1-ое Уктара ~ Гниение (The Rotting)
3-е Ноября
Пир Луны
3-е Декабря
1-ое Найтала ~ Глубокозимье (Deepwinter)
4-ое Декабря
20-е Найтала ~ Зимнее Солнцестояние
23 Декабря
Следующая таблица содержит названия месяцев с альтернативными именами, фестивали и равноденствия с солнцестояниями. Взяв за отправную точку солнцестояния, мы вычислили соотношения между датами Фаэруна и земными. Невозможно быть тосчными в каждой дате, если за 2 земных года на Абер Ториле прошло 5, поэтому приведенный ниже календарь не учитывает високосные года и фестивали Встреч защитников, однако знание принципов корелляции даст вам возможность лучше ориентироваться во времени Королевств.
calendar_fr_hraptos_rus_full
Хотя существует несколько способов измерения времени и названий для конкретных отрезков времени, большинство жителей Фаэруна используют для этого Календарь Харптоса. Даже культуры и расы, которые не считают этот метод измерения времени хорошим, знают о его существовании и понимают принятые в нем обозначения, что делает его эффективным методом коммуникации в вопросах времени среди почти всех рас, языков и культур.
Год на Ториле состоит из 365 дней. В календаре Харптоса год разделен на 12 месяцев по 30 дней каждый, которые в целом следуют синодальному циклу Селунэ, луны Торила. Месяц состоит из трех декад, которые также называются проходами. Раз в четыре года в Календаре Харптоса бывает Щитовой Сход, «високосный день», следующий за Солнцеворотом.
Отдельные дни декады не имеют названий, а называются в речи по номеру («первый день», «второй день» и так далее). Дни месяца обозначаются номером и названием месяца, например, 1 Миртула или 27 Уктара. Также даты можно обозначать относительно сегодняшнего дня («через две декады») или относительно какого-нибудь праздника («через три дня после дня Зеленотравья»).
Особые дни календаря
В каждой нации, религии или культуре на Фаэруне существуют собственные фестивали и праздники, наступление которых привязано к циклам солнца, луны, звезд или какому-нибудь другому событию. Кроме того, в Календаре Харптоса есть пять особых ежегодных праздников, которые привязаны к смене сезонов, и один праздник, который случается раз в четыре года. Эти праздники отмечаются практически в каждой стране, но методы и обряды празднования сильно различаются в зависимости от местных традиций и наиболее распространенной религии.
• Венец Зимы <средизимье> (Midwinter) ~ лежит между Хаммером и Алтуриаком. Богатые и могущественные этот день отмечают как праздник и продляют старые и заключают новые союзы. Бедные же называют его Днем Мертвой зимы <мертвозимья> (Deadwinter Day) — тяжелый сезон пройден лишь наполовину, и впереди еще суровое время. Первый праздник года чаще всего называют Макушкой Зимы, хотя бывают и другие названия. Дворяне и монархи Сердцеземья в этот Главный Праздник Зимы обычно возобновляют альянсы или отмечают очередную годовщину их существования. Крестьяне на Севере, у Лунного Моря и в прочих регионах с холодным климатом отмечают День Стоячей Зимы как отметку середины холодного времени года, когда трудные времена все еще ожидают впереди, но по крайней мере часть из худших дней уже прошла.
Смотреть Midwinter на FR wiki
• Зеленотравье (Greengrass) ~ лежит между Тарсаком и Миртулом. День мира и радости в начале весны. Традиционное начало весны отмечается демонстрацией свежих цветов (выращиваемых в парниках в тех местах, где климат не позволяет растениям цвести так рано), которые приносятся в дар богам или разбрасываются по полям в надежде на богатый грядущий урожай. Даже если все еще лежит снег, священнослужители, знать и богатые люди раздают людям цветы, выращенные в помещениях. Цветы бросаются на землю как яркое и красочное приношение божеству, вызывающему лето.
Смотреть Greengrass на FR wiki
• Венец Лета (Midsummer) — Солнцеворот — лежит между Фламэруле и Элиазисом. Время празднования, музыки и любви.Знакомства превращаются в флирт, флирт — в помолвку, и даже боги принимают участие в празднике, обеспечивая хорошую погоду и резвясь в лесу. Середина лета отмечается застольями, кутежом, помолвками и наслаждением приятной погодой. Грозы в день Солнцеворота считаются дурным знамением, и иногда трактуются как неодобрением высшими силами новых романов или браков, заключаемых в этот день.
Смотреть Midsummer на FR wiki
• Праздник Жатвы (Harvestide) Праздник Урожая — лежит между Элиентом и Марпенотом. Время путешествий и праздничнных пиров, чтобы отметить урожай. Послы (эмиссары), паломники и искатели приключений традиционно отправляются в свои путешествия на следующий день, до того, как испортившаяся погода усложнит их. Большинство людей в этот день приносят благодарность Чонтии за ее щедрые дары в преддверии грядущей зимы. Те, кто зарабатывают на жизнь путешествиями, часто отправляются в путь сразу же после этого праздника, пока зима не вступила в силу и горные проходы и гавани не оказались скованными снегом и льдом.
Смотреть Highharvestide на FR wiki
• Пир Луны (The Feast of the Moon) ~ лежит между Уктаром и Найталом. День памяти предков и почитания мертвых. Рассказываются истории о деяниях предков и богов. Когда ночи становятся длиннее и приближаются зимние ветры, случается Пир Луны — время, когда все отдают дань предкам и чествуют усопших. Во время празднеств этого дня люди собираются рассказать истории и легенды, помолиться о павших и приготовиться к грядущим холодам.
Смотреть Feast of the Moonна FR wiki
• Встреча Защитников Shieldmeet) или же Щитовой Сход — празднуется раз в четыре года следом за Венцом Лета. Это день общедоступных советов между людьми и их правителями, день возобновления договоров. Также, это день турниров и поединков. Музыка, разные развлечения и пиры — долгожданная часть праздника. Большой праздник в Календаре Харптоса, Щитовой Сход случается раз в четыре года сразу вслед за днем Солнцеворота. В этот день подданные и короли могут говорить друг с другом и советоваться, отбросив формальности, могут возобновляться пакты и контракты, и заключаться соглашения между народами. Множество турниров или соревнований в ремесле или сноровке устраивается каждый Щитовой Сход, и большинство религий отмечает праздник, делая особый акцент на одном из постулатов соответствующей религии.
Смотреть Shieldmeet на FR wiki
Следующий Щитовой Сход случится в 1492 ЛД
Также смотри Загадочный Фаэрун: Фестивали Глубоководья
Повседневное отслеживание времени
Большинство людей не отслеживают время с большей точностью, чем понятиями «середина утра» или «перед закатом». Если людям необходимо встретиться в определенное время, то они уславливаются с использованием подобных выражений.
Понятие часов и минут существует в основном в местах, где богачи имеют возможность использовать часы, хотя механические часы часто бывают ненадежными, и редко можно встретить двое часов, установленных на одинаковое время. Если у местного храма или государственного здания есть часы, которые отзванивают прошествие определенных промежутков времени, то местные жители могут измерять время по «ударам» колокола, например, «встретимся в семь ударов».
Почти каждый народ или раса Фаэруна отмечает проход дней, сезонов и лет некоторым способом. В Кормире и в дюжине других королевств королевские астрологи тщательно учитывают Движение Лет. Даже военные геральды неграмотных оркских племен делают записи дней и дел своих жестоких вождей.
и ночь
День Фаэруна длится 24 часа, разделяясь на ночь и день снижением и повышением солнца. В южных странах типа Халруаа длина ночи не сильно изменяется с сезонами, и 12 часов света и 12 темноты — как правило, круглый год. На севере дни заметно длиннее летом и короче зимой. День Середины Зимы в Сильверимуне немногим больше 8 часов дневного света, а в Разгар Лета — почти 16.
Десять дней собираются в Фаэрунскую неделю, также известную как десятидневка или, менее обычно, проход. Отдельные дни десятидневки не имеют названий. Вместо этого они называются номером: первый-день, второй-день и так далее. Большинство народа начинает считать первый-день с большого пальца, но халфлинги известны использованием мизинца для счета первого-дня, так что фраза «считающий, как халфлинг» означает, что кто-либо отличается настолько, что с ним трудно общаться.
Часы дня
Часы очень редки, и большинство людей разбивает день на десять больших промежутков — рассвет, утро, высокое солнце (или полдень), после полудня, сумерки, закат, вечер, полночь, лунная тьма (или сердце ночи) и конец ночи. Существует множество соглашений для обозначения этих частей дня, не путающих путешественников в чужих странах.
Эти общепринятые разногласия лишь примерны, и позднее «после полудня» для одного человека может быть ранними сумерками для другого. Местные вкусы диктуют общую длину каждой части дня. Каждый из этих общепринятых периодов продолжается где-то от 1 до 4 часов, так что высокое солнце в общем считается полуднем на час или около того в любую сторону.
Немногие фаэрунцы имеют причины измерять часы (или любые отрезки времени короче, чем день) сколь-либо точно. Люди приучены к измерению времени интуицией, движением солнца и деятельностью вокруг них. Два торговца могут договориться встретиться в определенной таверне в сумерках и оба, вероятно, появятся с разницей в 15-20 минут.
В больших городах звон храмовых колоколов заменяет более случайный учет хода дня. Несколько основных вер пытаются измерять время более точно. Священники Гонда дорожат своими механическими часами и восхищаются их слышным всем звоном. Латандерианцы поручают помощникам наблюдать за солнечными часами, тщательно отрегулированными за годы наблюдения за движением солнца в небе. Традиционно, часы нумеруются дважды от 1 до 12, и колокола звонят один раз на каждый час. «Двенадцать ударов» — фактически «полночь» — или «высокое солнце», в зависимости от обстоятельств.
Посмотреть Часы дня на FR Wiki
Перечень лет
Названия согласно предсказаниям мудреца Огатры Сумасшедшего
Перечень лет был создан для унификации летоисчисления по всему Фаэруну. Названия взяты согласно предсказаниям знаменитого Пропавшего мудреца Сумасшедшего Огатры (Augathra the Mad).
Посмотреть Перечень лет (Roll of Years) на FR wiki
Год, ЛД Название года, англ. Название года, рус.
1489 Year of the Warrior Princess Год Принцессы Воина
1490 Year of the Star Walker’s Return Год Возвращения Звездного Скитальца
1491 Year of the Scarlet Witch Год Алой Ведьмы
1492 Year of Three Ships Sailing Год Трех Плывущих Кораблей
1493 Year of the Purple Dragons Год Пурпурных Драконов
Текущий год: 1492 ЛД, Year of Three Ships Sailing, Год Трех Плывущих Кораблей
Летоисчисление Долин 1492 ЛД
Летоисчисление Кормира 1467 ЛК
Летоисчисление Тетира 1706 ЛТ
Летоисчисление Севера 460 ЛС
Незерильский год 5351 НГ
Календарь Малхоранда 3628 КМ
Текущее летоисчисление 134 ТЛ
Год Шу 2742 ГШ
Календарь Козакуран 1566 КК
Год Ва 1910 ГВ
Календарь Улутиуна 4042 КУ