Источник -

https://cyborgsandmages.wordpress.com/2021/07/18/%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d0%b8%d1%80%d1%8b-%d0%b8-%d0%be%d1%82%d1%80%d1%8f%d0%b4%d1%8b-%d0%b2-%d0%bf%d1%8f%d1%82%d0%be%d0%b9-%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%ba%d1%86%d0%b8%d0%b8/

Солдаты на поле – даже если это племенные воины, племенные орки или клановые гоблины – в той или иной степени зависят от своего командира.

Командир влияет на сражение явным и неявным способами. Неявное его влияние проявляется в повышении боевого духа его солдат, а к явным стоит отнести активное, реактивное и пассивное воздействие самого командира. Причем с точки зрения использования игромеханических свойств мы тоже можем выделить две группы:

— игромеханические способы – описанные в блоке статистики

— и нарративные способы – такие как отдача своевременных и правильных приказов, увеличение боевого духа солдат, понижение боевого духа противников -в общем, все что придет в голову Мастеру и игрокам.

Собственно, переходя к игромеханическому воздействию командира на солдат также вспомним некоторые особенности старых редакций в части командиров наемников, где были требования к наличию сержантов, лейтенантов и капитанов – так, говоря усредненно (на основании книги Downtime 5e от Hack&Slash Master) – один сержант требовался на 10 солдат, 1 лейтенант на 30 солдат, и 1 капитан на 100 солдат. При этом если обычный солдат имел в среднем 1 кость хитов, то у сержанта должно было быть минимум на 4 больше, лейтенант должен был быть воином 4-6 уровня, а капитан и того выше.

В принципе это сохраняется и в базовой версии пятой редакции:

— у бандита 1/8 показатель опасности и 2 кости хитов, а у капитана бандитов показатель опасности 2 и 10 костей хитов и у пиратского капитана 7 костей хитов;

— у стражника показатель опасности 1/4 и 2 кости хитов, а у рыцаря показатель опасности 3 и 8 костей хитов;

— у хобгоблина показатель опасности 1/2 и 2 кости хитов, а у капитана хобгоблинов показатель опасности 3 и 6 костей хитов

— у орка показатель опасности 1/2 и 2 кости хитов, а у военного вождя орков показатель опасности 4 и 11 костей хитов.

При этом у большинства приведенных командиров есть особые игромеханические способы воздействия на своих союзников:

— у рыцаря и капитана хобгоблинов это Лидерство, дающее по факту ауру с дополнительным бонусом к броскам атаки и спасброскам;

Лидерство (перезаряжается после короткого или продолжительного отдыха). В течение 1 минуты рыцарь может произнести специальную команду или предупреждение всякий раз, когда невраждебное существо, которое он может видеть в пределах 30 футов от него, совершает бросок атаки или спасбросок. Существо может добавить d4 к своему броску, если оно слышит и понимает рыцаря. Существо может получить выгоду только от одного кубика Лидерства за раз. Этот эффект заканчивается, если рыцарь выведен из строя.

— у военного вождя это Боевой клич, дающий преимущество на атаки существам вблизи вождя до начала следующего хода военного вождя;

Боевой клич (1/день). Каждое существо по выбору вождя, находящееся в пределах 30 футов от него, может слышать его и еще не затронутое Боевым кличем, получает преимущество в бросках атаки до начала следующего хода вождя. После этого военачальник может совершить одну атаку в качестве бонусного действия.

— у бандитского капитана нет такого свойства, что вместе с его повышенным количеством костей хитов и пониженным показателем опасности по сравнению с другими командирами говорит о том, что бандитский капитан это в первую очередь самый крутой и сильный боец в банде, а не самый умный или тактически подкованный, но вот у пиратского капитана уже есть «Шевелись, собака», позволяющая дать шанс подчиненному перебросить бросок атаки.

Приготовься, пес (2/день). Всякий раз, когда дружественное существо в пределах 30 футов от капитана, которое может его слышать, промахивается при атаке, капитан может выкрикивать опасные угрозы, чтобы позволить этому существу перебросить бросок атаки.

Другие представители командиров, такие как Капитан дома дроу, Военачальник хобгоблинов, Клинок Илневаля, Военачальник, Военачальник дуэргаров также обладают свойствами и возможностями, воздействующими на союзников.

Так у Капитана дома дроу это бонусное действие Боевой приказ

Боевое командование. Бонусным действием дроу нацеливается на одного союзника, которого он может видеть в пределах 30 футов от себя. Если цель может видеть или слышать дроу, она может реакцией совершить одну рукопашную атаку или совершить действие Уклониться или Спрятаться.

У Военачальника дуэргаров имеется даже две особенности, раскрывающие его потенциал командира:

— это Призыв к атаке, который он может использовать вместе со своими атаками.

Призыв к атаке. До трех союзных дуэргаров в пределах 120 футов от этого дуэргара, которые могут слышать его, могут использовать свою реакцию, чтобы совершить одну атаку оружием.

— и Бичевая Инструкция, используемая реакцией

Инструкция по расчесыванию. Когда союзник, которого видит дуэргар, делает бросок d20, дуэргар может бросить 1d6, а союзник может добавить выпавшее число к броску d20, получив психический урон 3 (1d6). Существо, невосприимчивое к психическому урону, не может быть затронуто Инструкцией по чистке.

Обычный Военачальник для своих командирских качеств  — Командования Союзниками и Запугивания Врагов использует легендарные действия:

Командный союзник. Полководец нацеливается на одного союзника, которого он может видеть в пределах 30 футов от себя. если цель может видеть и слышать военачальника, она может совершить одну атаку оружием в качестве реакции и получает преимущество при броске атаки.

Напугать врага (стоит 2 действия). Полководец нацеливается на одного врага, которого он может видеть в пределах 30 футов от себя. Если цель может видеть и слышать это, она должна преуспеть в спасброске Мудрости со Сл 16, иначе будет напугана до конца следующего хода военачальника.

Последователь Бэйна железный консул вместе со своей атакой может использовать Командный голос, заставляющий двух союзников реакцией совершить атаку ближнего боя.

Голос командования. Железный консул выбирает до двух союзников в пределах 90 футов от себя, которые могут слышать его команды. Каждый союзник может немедленно использовать свою реакцию, чтобы совершить одну рукопашную атаку.

А Клинок Илневаля вместе со своими атаками может использовать Команду Илневаля -заставляя трех союзных орков реакцией совершить атаку оружием.

Мультиатака. Орк совершает две рукопашные атаки своим длинным мечом или две дальние атаки дротиками. Если Команда Илневала доступна для использования, орк может использовать ее после этих атак.

Приказ Илневаля (перезарядки 4–6). До трех союзных орков в пределах 120 футов от этого орка, которые могут его слышать, могут использовать свои реакции, чтобы каждый из них совершил одну атаку оружием.

Отрядные свойства солдат и существ в базовой версии пятой редакции как правило заключаются в наличии определенной особенности, характерной для определенного вида существ:

— так у хобгоблинов имеется Воинское преимущество;

Боевое преимущество. Один раз за ход хобгоблин может нанести дополнительные 7 (2d6) повреждений существу, по которому он попадает атакой оружием, если это существо находится в пределах 5 футов от союзника хобгоблина, который не является недееспособным.

— у племенных воинов – Тактика стаи;

Пакетная тактика. Воин совершает с преимуществом бросок атаки против существа, если хотя бы один из союзников воина находится в пределах 5 футов от существа и союзник не выведен из строя.

— солдаты (описанные в Руководстве Гильдмастера по Равнике) обладают Тактикой Построения;

Тактика построения. Солдат совершает с преимуществом спасброски от очарования, испуга, захвата или опутывания, пока он находится в пределах 5 футов хотя бы от одного союзника.

— элитный отряд дуэргаров использует Построение Фаланги.

Формирование фаланги. Дуэргар совершает с преимуществом броски атаки и спасброски Ловкости, находясь в пределах 5 футов от союзника-дуэргара, вооруженного щитом.

— солдаты кованные могут защищать друг друга с помощью Защиты;

Защита. Когда атакующий, которого видит кованый, совершает бросок атаки против существа в пределах 5 футов от кованого, кованый может наложить помеху на бросок атаки.

Итак, подытоживая рассмотренное:

Многие гуманоидные противники в пятой редакции обладают свойствами, усиливающие их взаимодействие между собой, увеличивая сложность столкновения с ними.
У командиров таких противников как правило есть одно или два свойства/действия, позволяющие еще дополнительно увеличить эффективность союзных солдат: или давая прямой бонус к броскам, или позволяя осуществить дополнительное действие.
У таких способностей, впрочем, существует баланс между количеством и определенностью союзников и дальностью воздействия – способности с максимальным радиусом действия воздействуют лишь на определенный подтип существ (дуэргаров, орков), тогда как способности в малом радиусе, как правило, воздействуют на любых союзников.
При создании собственных способностей такого рода надо также учитывать описательные особенности существ – наибольшее преимущество от командиров получают высокоорганизованные и дисциплинированные солдаты.